Ущерб окружающей среде от крушения нескольких судов в Керченском проливе превысил 6,4 млрд руб. Но ни страховое покрытие, ни тарифы не соответствуют масштабам бедствия даже по порядку величины.
Российская газета,
12 декабря 2007 г.
В мореходном состоянии 983 просмотра
Страхование ответственности судовладельцев не рассчитано на масштабную экологическую катастрофу
Крупнейший за последние 12 лет разлив нефти произошел 7 декабря в южнокорейском порту Тэнан. В результате столкновения танкера с портовым краном в Желтое море вылилось 15 тыс. тонн нефти. Предварительная оценка ущерба от загрязнения - 700 млн долларов. Теоретически страховые компании могут возмещать подобный ущерб, но на практике такого не случается. По подсчетам Росприроднадзора, ущерб окружающей среде, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе 11 ноября 2007 года, превышает 6,4 млрд руб. Ответственность некоторых судовладельцев, и в частности владельцев главного виновника загрязнения - танкера "Волгонефть-139" - была застрахована. Но ни страховое покрытие, ни тарифы не соответствуют масштабам бедствия даже по порядку величины. Суммы ущерба в полмиллиарда долларов - обычное дело при разливах нефти. В 1997 году из российского танкера "Находка" вылилось 4,9 тыс.тонн нефти в 800 км от побережья Японии. Ущерб был оценен японскими властями в 500 млн долларов. В ходе переговоров стороны пришли к соглашению относительно суммы ущерба, которая составила 221,27 млн долларов. Владелец "Находки", опираясь на поддержку Международного фонда по нефтяным загрязнениям, согласился выплатить 170 млн префектуре Фукуи, побережье которой пострадало больше всего, плюс 51,27 млн в государственный бюджет Японии. Взять на себя такие риски страховщик в одиночку не в состоянии, да и закон таких жертв не требует. "Ущерб окружающей среде в случаях разлива нефти и нефтепродуктов может достигать колоссальной величины, но согласно законодательству (ст. 320 Кодекса торгового мореплавания РФ) ответственность судовладельца при этом ограничивается пределом, равным 84,775 млн долларов", - уточняет Дмитрий Селигеев, ведущий специалист управления логистических рисков компании "КапиталЪ Страхование". Чтобы представить себе практический масштаб цифр, можно обратиться к практике одного из лидеров морского страхования. В компании "Ингосстрах" нам сообщили, что выплачивают не менее 15 млн долларов ежегодно по страхованию ответственности судовладельца. Так, в марте 2007 года судно Jаne село на мель у берегов Японии. Произошло загрязнение акватории порта. Заявленный ушерб - 10,9 млн долларов. На ноябрь 2007 года "Ингосстрахом" оплачено 5 млн. Для страхования ответственности судовладельца необходимо выполнить ряд требований. Рассказывает Алексей Лазарев, начальник отдела транспортного страхования РОСНО: "Суда, перевозящие нефть, должны соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к ним Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря и окружающей среды, нормам регистра судоходства, а также решениям и законодательным актам морских администраций стран и международных органов". Подтверждением соответствия этим требованиям являются сертификаты, выдаваемые каждому судну на основе строго регламентированного осмотра, проводимого надзорными органами и морскими администрациями. В случае отсутствия какого-либо из сертификатов соответствия и годности к плаванию или акта сюрвейерского осмотра компания должна отказать в страховании судна. Но это лишь теория, а практика часто иная. "После крушения судна "Престиж" в европейских территориальных водах было запрещено использовать танкеры без двойного дна, - рассказывает заместитель генерального директора страхового общества "Россия" Алексей Галахов. - К сожалению, в российских территориальных водах такие суда все еще встречаются. Также обязательным условием, которое все страховщики ответственности обязательно оговаривают в договорах страхования ответственности судовладельцев, является то, что судно на момент выхода в рейс должно находиться в мореходном состоянии". Но и это очевидное требование часто не выполняется. Специалисты рассказывают, что при перевозках нефти в российских водах компании часто страхуют ответственность владельцев судов, заведомо не обладающих мореходными качествами, судов старых - старше 30 лет. Сумма страхового покрытия невелика - $200-300 тыс., при тарифе 1-1,5% полис обходится судовладельцу в копейки. Если произойдет катастрофа, судовладелец объявляет себя банкротом, а страховая компания отказывается компенсировать ущерб, ссылаясь на ошибки в судовождении и немореходное состояние судна.
Алексей САВИН
Вся пресса за 12 декабря 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
16 апреля 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 16 апреля 2025 г.
Почему считаю страхование для самокатов разумной мерой

|
|
Парламентская газета, 16 апреля 2025 г.
Сенатор Шейкин предлагает страховать частные самокаты

|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 16 апреля 2025 г.
Биометрию могут разрешить для подтверждения личности пациентов при оказании телемедицинских консультаций

|
|
Российская газета онлайн, 16 апреля 2025 г.
Страховщики помогли выявить автоподставщиков, использовавших более 50 машин

|
|
Парламентская газета, 16 апреля 2025 г.
Путин поручил проработать идею автоматического контроля за ОСАГО

|
15 апреля 2025 г.

|
|
auto.mail.ru, 15 апреля 2025 г.
Резко выросло число угонов автомобилей в России: какие марки под угрозой

|
|
Адвокатская газета, 15 апреля 2025 г.
Допустимо ли начисление неустойки и штрафа на сумму убытков, взысканных со страховщика?

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 15 апреля 2025 г.
Донским аграриям за потерю урожая в 2024 году выплатили более двух миллиардов рублей

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 15 апреля 2025 г.
Донским аграриям за потерю урожая в 2024 году выплатили более двух миллиардов рублей

|
|
Российская газета онлайн, 15 апреля 2025 г.
Система автострахования в Союзном государстве заработает через неделю

|
|
360.ru, 15 апреля 2025 г.
Юрист Радько рассказал о мошеннической схеме при ДТП с европротоколами

|
|
Лента.Ру, 15 апреля 2025 г.
Россияне жалуются в страховые компании на врачей. Почему важно соблюдать клинические рекомендации?

|
|
Sputnik Беларусь, 15 апреля 2025 г.
Минимальный срок страхования транспорта сокращен в Беларуси до 5 дней

|
|
Колеса.kz, Алматы, 15 апреля 2025 г.
Страховые полисы в Казахстане не оформляют с 7 апреля

|
|
Областная газета, Екатеринбург, 15 апреля 2025 г.
ВТБ и «Росгосстрах» определили ключевые риски для имущества бизнеса

|
|
Интерфакс, 15 апреля 2025 г.
Акционеры СК «Ренессанс Жизнь» одобрили присоединение бывшей СК «Райффайзен Лайф»

|
|
Псковская лента новостей, 15 апреля 2025 г.
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тысячи га садов и виноградников

|
 Остальные материалы за 15 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|